Ситцепечатная отрасль
01.05.2019
Художники были самыми высокооплачиваемыми специалистами в ситцепечатной отрасли. В 1860 году на одной из текстильных фабрик максимальная зарплата художника составляла шестьдесят шиллингов в неделю, в то время как рабочие другой высокооплачиваемой и почетной специальности, гравировщики, получали не более пятидесяти шиллингов.
Обычно владельцы фабрик формировали большой запас готовых орнаментов и пускали в производство лишь незначительную часть. В 1838 году один из манчестерских промышленников упоминал, что у него есть две-три тысячи подготовленных для печати рисунков и лишь несколько сотен он отдал на гравировку форм и запустил в производство. Столь расточительный на первый взгляд подход объяснялся тем, что стоимость отрисовки орнаментов была несоизмеримо меньше, чем расходы на гравировку валов и сам процесс печати ткани. В отчете Особого комитета по дизайну 1840 года фабриканты приводили стоимость дизайнерских работ и ее соотношение с общими производственными затратами. По разным оценкам, стоимость изготовления одного узора варьировалась от пяти до пятнадцати фунтов стерлингов. Один крупный фабрикант подсчитал, что дизайн обходится ему от половины до трех четвертей пенса в пересчете на отрез ткани, а другой приводил пропорции У192 (0,52%) от себестоимости и У352 (0,28%) от отпускной цены. Нужна реставрация ванной? Профессиональные специалисты выполнят полное восстановление в кратчайшие сроки.
Надо заметить, что, несмотря на крайне низкую затратность (на фоне общих производственных расходов), дизайн был исключительно важен для промышленников. Их прибыль зависела от объемов продаж ткани того или иного рисунка, и коммерческий успех или провал продукта целиком определялся популярностью дизайна. Один из фабрикантов подсчитал, что один успешный рисунок ткани приносит ему от двухсот до трехсот фунтов стерлингов дохода. На фоне первоначальных вложений в дизайн не более пятнадцати фунтов прибыль была значительной. Поскольку машинными средствами можно было изготовить огромное количество ткани одного удачного орнамента, хороший дизайн стал для новых фабрикантов гораздо большей ценностью, чем в эпоху ручного производства. Неудивительно, что в 1830-е и 1840-е годы, когда машинное производство ткани развивалось особенно бурно, предприниматели стали задумываться о защите прав на дизайн своих изделий. В 1830-х крупнейшие фабриканты начали общественную кампанию, призванную добиться пересмотра законодательства об авторском праве таким образом, чтобы оно касалось в том числе и дизайна тканей. И хотя доводов в пользу этих реформ приводилось множество (в частности, что это позитивно отразится на качестве дизайна), основным мотивом было закрепление за производителем собственности на дизайн как на источник дохода.