«Королевский» фаянс
24.03.2019
Когда покупатель делал заказ на посуду, ему предлагались различные варианты декора на выбор. Например, каталог 1774 года содержал тридцать один вариант эмалевой росписи помимо стандартного покрытия глазурью или позолотой. Таким образом Веджвуд не замораживал капитал в товаре с неизвестными перспективами реализации, ведь окончательное изготовление изделия, а именно нанесение декора, происходило только после получения заказа. Как только Веджвуд решил свести все декоративные работы к эмалевой росписи под заказ, стоимость декорирования (дешевого, если речь шла о переводных изображениях, или более дорогого в случае ручной работы) практически перестала зависеть от количества вариантов дизайна. Единственная проблема заключалась в том, чтобы сделать любой вариант росписи подходящим для любого типа еще не расписанной посуды. Например, керамика с богатым рельефом оставляла не много простора для декорирования, а блюдо с волнистой кромкой подходило для цветочного орнамента, но никак не годилось для геометрического.
Чтобы «королевский» фаянс стал действительно универсальным и пригодным для нанесения любого декора, необходима была посуда простых и чистых форм с большими ровными поверхностями. Этим требованиям неоклассические формы удовлетворяли значительно лучше, чем стиль рококо, которому Веджвуд и его коллеги по цеху ранее отдавали предпочтение. Хотите побаловать себя рыбными деликатесами? Стоит форель купить в таком случае.
Разработка форм, которые одновременно отвечали бы нуждам производства и запросам рынка, была дизайнерской задачей. Было недостаточно просто делать такую посуду, которая бы соответствовала вкусам XVIII века, или такие сосуды, которые мастера в Стаффордшире могли бы безошибочно и постоянно воспроизводить: главным достижением дизайнеров Веджвуда было то, что они сумели найти формы, которые удовлетворяли потребности и рынка, и производства. В этом смысле они решали ту же самую задачу, над которой трудились все дизайнеры последующих эпох.