Роль лепщиков
24.03.2019
Неудачный опыт с собственными художниками на фабрике убедил Веджвуда поступать иначе — давать заказы художникам на стороне и покупать у них готовые разработки. Именно таким образом строились его отношения с Джоном Флаксманом, который работал в Лондоне и присылал работы в «Этрурию». Таким образом, дизайн стал не только элементом разделения труда, он и географически отделился от производства керамики.
Веджвуд ясно осознавал коммерческую выгоду сотрудничества с художниками. По мере того как средний и высший классы общества постепенно формировали свою идентичность, у них появлялась необходимость выделиться и обзавестись собственным стилем и модными атрибутами. Провинциальные ремесленники никак не могли способствовать решению этой задачи, и Веджвуд был вынужден искать людей, связанных с высшим обществом и ориентирующихся в моде. В своем письме Бентли он выражает уверенность, что покупателям больше понравились бы работы академических художников, а не просто «гипсовиков», каким был отец Флаксмана: «В последнем письме я писал тебе про бюсты, я думаю, что бюсты из академии не такие тривиальные и в целом много лучше, чем те, что продаются в гипсовой лавке. К тому же гораздо лучше звучит „эти бюсты скопированы с экспонатов галереи“, чем „мы купили их у Флаксмана“»и. Решили перекрыть крышу? Доверьте это дело профессионалам. Кровельные работы цена вполне приемлема.
И хотя тематика неоклассицизма дала Веджвуду особый стимул к привлечению дизайнеров, потребность в этой профессии возникала во всех отраслях промышленности, где появлялось разделение труда. Без направляющей руки дизайнера или проектировщика изделия производство превращалось бы в игру с непредсказуемым результатом, где каждый участник процесса вносил бы свой вклад в общий хаос.