Сделать из человека машину
28.02.2019
Поставленная Веджвудом задача — добиться единообразного и постоянного по качеству продукта — не могла быть решена, пока не была исключена всякая возможность «самодеятельности» со стороны работников. В какой-то мере керамисты решили эту проблему еще задолго до Веджвуда. Несмотря на то что керамика когда-то была ремесленным занятием и один человек выполнял все стадии работы над посудой, в Стаффордшире такая организация труда канула в Лету еще до XVIII века. Уже в 1730 году, а то и раньше, гончары специализировались каждый на отдельной операции: один работал на круге, другой месил глину, третий готовил глазурь. Типичная керамическая мастерская середины XVIII века представляла собой несколько цехов, в каждом из которых работники занимались своим делом. В 1750-х годах на фабрике Уилдона работа была разделена на семь стадий и каждый работник выполнял одну операцию3. Таким образом, если за изделие на разных этапах его изготовления отвечало несколько человек, риск индивидуальной ошибки снижался.
Но даже в такой ситуации работники могли испортить конечный результат. Например, человек, ответственный за изготовление накладного орнамента, мог нанести его на разные кувшины по-разному, еще большие отличия между кувшинами мог допустить глазуровщик. Веджвуд постоянно жаловался на неспособность работников производить полностью одинаковую посуду, особенно когда это касалось декоративной керамики. Однажды он написал Бентли: «Все замесы и краски после всех наших стараний поджидает столько случайностей — от нерадивости рабочих и до их идей...» Не знаете где отпраздновать день рождения ребенка? День рождения в тц будет отличным вариантом.
Несколькими годами ранее Веджвуд уже высказывал Бентли свою озабоченность по поводу единообразия продукции, когда писал ему, что «собирается превратить людей в машины, неспособные на ошибку». Для производства кремового фаянса, равно как и декоративной керамики, постоянство качества было незаменимым фактором успеха. Веджвуд повышал надежность работы персонала либо переучивая работников, либо подразделяя технологический цикл на еще более мелкие этапы, чтобы таким образом лучше контролировать процесс. Повышение квалификации работников продвигалось медленно и часто вызывало недовольство. Преимущество же дробления технологической цепочки заключалось в том, что для ряда операций можно было использовать и менее квалифицированную рабочую силу. Отличным примером стало внедрение технологии росписи эмалью по глазурованной посуде. Если при изготовлении посуды с зеленой глазурью обе функции, декорирования и глазурования, совмещались в одном процессе, то в случае с кремовым фаянсом глазурование и роспись эмалью разносились в различные технологические циклы и выполнялись разными мастерами. Работников снабжали четким набором инструкций и строго контролировали.