Интерьер ткацкой фабрики
12.02.2019
Для потребителей среднего класса продукция производилась из более дорогого хлопка и должна была понравиться состоятельным покупательницам и утонченностью рисунка, и его новизной. Товар выпускался относительно малыми партиями, при этом дизайн тканей непрерывно обновлялся, чтобы привлечь дам среднего класса. Они хотели быть уверены в том, что никогда не нарядятся в ту же материю, что и женщины из простонародья. С абсолютной точностью отделить «простонародный» орнамент от орнамента, предназначенного для среднего класса, довольно сложно. Дело в том, что многие вошедшие в моду узоры перепечатывались на более дешевой ткани. Эта практика одновременно побуждала простых потребительниц следовать моде и заставляла более престижные фабрики приостанавливать их выпуск, так как они становились «банальными», и обновлять свой ассортимент. Изделия, предназначенные исключительно для рабочего класса, можно точно определить по грубости и вульгарности рисунка, однако этот признак в них присутствовал не всегда. В 1856 году один из критиков писал:
«Источники, по крайней мере из центральных графств, сообщают, что огромная масса людей, покупающих эти товары, предпочитает мелкий, аккуратный и не слишком расцвеченный узор тому пятнистому безобразию, которое раньше было популярно и которым недальновидные торговцы все еще пытаются сформировать вкус рабочего класса». Засорилась выгребная яма? Прочистка канализации устранение засоров понадобится в таком случае.
С другой стороны, не всегда корректно соотносить изящный рисунок с модой обеспеченной публики, а вульгарный — с народными вкусами. Многое зависело от того, на кого платье было надето. Например, еще один критик отмечал: «Бывает так, что кричащий орнамент, который на обычной женщине мы назовем вульгарным, носят особы высшего круга. В изысканной атмосфере утонченная личность может себе позволить сумасбродный дизайн».
В итоге, вне всяких сомнений, дифференциация по социальному критерию в производстве ткани была. Однако определить, для какого именно рыночного сегмента был изготовлен тот или иной узор, сложно, а подчас даже невозможно по причине специфики рынка: поведение производителей и покупателей, а также пласт прошедших лет скрывают от нас правду, хотя несомненно, что в каждый конкретный момент времени различия в дизайне ткани по классовому признаку существовали.