Хозяева и слуги
07.02.2019
Социальные различия проявлялись наиболее ярко в ситуациях, когда представители классов встречались как хозяева и слуги, а также в организациях с четкой иерархической структурой. Будь то работники железной дороги, банковские клерки или продавцы в магазине, дизайн и одежды, и предметов, которыми они пользовались, помогал определить их статус и тип взаимоотношений с другими работниками или начальством.
Отношения между наемными работниками в доме и их хозяевами в XIX веке приобрели наиболее сложный и странный характер. К середине века об этом стали открыто говорить как о проблеме, что свидетельствовало о назревающих переменах. Рассуждая ретроспективно, мы понимаем, что проблема заключалась не в самом по себе домашнем услужении, а в общем влиянии изменений в обществе, на фоне которых такой вид трудоустройства был слишком архаичен. Тип занятости, при которой работник жил и питался в доме хозяина и находился под его ответственностью, был нормальным в прежние времена, но в течение XVIII века постепенно отмирал. В XIX веке такие обычаи сохранились только в отношении прислуги и работников ферм в отдельных районах. Простой люд искал себе такую работу, чтобы иметь возможность жить самостоятельно и получать вознаграждение исключительно в денежной форме. Когда остальные профессии давали больше личной свободы, положение домашних слуг вызывало у них недовольство — они имели перед глазами примеры своих друзей и родственников, которые вели пусть менее спокойный, зато более независимый образ жизни, и завидовали им. Занимаетесь расширением клиентской базы? Мессенджер-маркетинг поможет вам в этом.
Это недовольство приводило к тому, что, как жаловались тогдашние работодатели, слуги становились «своенравными» и непослушными. Их устремления к свободе вызывали обеспокоенность и сопротивление хозяев, и они всячески пытались подчеркнуть внешние различия между собой и слугами. Симптоматично в этом смысле огромное количество анекдотов и карикатур на тему того, как служанку путают с хозяйкой.