Сопротивление в моде
12.12.2017
Что-то в нас сопротивляется самой идее рассматривать моду как инструмент, орудие или оружие свободы. Кроме того что мода воплощает и наглядно представляет явное единообразие и явную однородность, не приводит ли она к тому, что оказываются подавлены рефлексивные усилия отдельных индивидуумов, направленные на самопознание и на поиски истины и справедливости? Не блокирует ли мода эти усилия, когда действует путем обольщения, будучи сама основана на легкости подражания? Быть хозяином своих мыслей — всегда итог индивидуальной работы, акт смелости и выражения трудов собственного ума. Сейчас была представлена в каком-то смысле крайняя точка зрения, но она превосходно приложима к интеллектуальным поискам, применима к ним в гораздо большей степени, чем к структуре более общих человеческих мыслей. Если придерживаться волюнтаристского определения интеллектуальной независимости, то придется признать, что только несколько профессионалов, живущих в мире чистых понятий, могут претендовать на достижение царства свободы разума и духа, тогда как массы закономерно навечно приговорены к идолопоклонству, к зрелищу, к потреблению идей-картинок, ибо они не способны достичь свободного и творческого употребления мыслительных способностей рассудка. Нам кажется, что такая «элитистская» дихотомия не дает уделить должное внимание гораздо более сложному процессу в современных обществах. Многие стараются не отставать от моды, но стоит учитывать, что классика всегда будет в тренде. Так, например, если вы решите купить шубу (подробнее здесь), можете быть уверенны – вы в любом случае будете выглядеть стильно и эффектно.
Завоевание интеллектуальной свободы вполне мыслимо вне волшебной модели всемогущего архитектонического разума, оно может осуществиться на совсем ином уровне, гораздо более эмпирическом, путем вовлеченного использования множественных влияний, воздействий и столкновений, в игре множества разнообразных сравнений. Процесс движения к управлению самим собой и к самоуправлению в истории никогда не шел по «торной дороге» умозрительных индивидуальных усилий, а всегда осуществлялся совокупностью культурных и социальных явлений, внешне казалось бы противоположных установкам века Просвещения. Все мы помним девиз Просвещения: «Имей смелость пользоваться собственным умом».
Совершенная мода позволила очень широким массам использовать собственный разум: потому что существовавший с незапамятных времен традиционный строй распался и терроризирующие системы смысла больше не действуют на умы. Теперь моды испытывают множество влияний со всех сторон, но ни одно из этих влияний более не является доминирующим, строго определяющим, ни одно не уничтожает возможности и способности образумиться. Критический дух распространяется в имитациях и через подражания моды, в колебаниях «мнений» и через эти колебания: таков самый большой парадокс динамики Просвещения, в которой независимость неотделима от механизмов гетерономии.