Электрик Москва
23.03.2017
И действительно, впервые они были произведены выходцем из другой театральной школы учеником Вс. Мейерхольда С. Эйзенштейном. Сначала в спектакле театра Пролеткульта «Мексиканец» по Дж. Лондону (1921), над которым Эйзенштейн работал (в качестве художника и сопостановщика) совместно с режиссером В. Смышляевым. Здесь как «окружающая среда» был оформлен кульминационный эпизод боксерского поединка: поместив ринг в центре зрительного зала (практически - из-за требований пожарной охраны - он находился ближе к просцениуму), Эйзенштейн создал в театральном пространстве ситуацию реального спортивного зала. Зрители со всех сторон окружали ринг, где поединок боксеров происходил, хотя и с заранее заданным сюжетом исходом, но как бы самым натуральным образом («реальная борьба, физическое падение тела, фактическая одышка от усилий, блеск реально вспотевшего торса и незабываемое щелканье звука удара перчаток по напряженным мышцам и коже»). Проблемы с проводкой? Поможет электрик москва.
А в «Противогазах» С. Третьякова (1924) Эйзенштейн реализовал идею «окружающей среды» уже в ее чистом виде. Спектакль был поставлен прямо в цехе Московского газового завода, то есть в таком «вырезе из жизни», где могло в реальности происходить действие пьесы. Однако тут же обнаружилось, что подлинная обстановка заводского цеха противоречит искусственности театрального представления. Специально выстроенные для него дощатые подмостки воспринимались как игрушечные и чужеродные по сравнению с высящимися над ними черными цилиндрическими массивами турбогенераторов. Столкнувшись с этой проблемой, Эйзенштейн решил ее для себя самым кардинальным образом: поскольку он понял, что для театрального искусства (во всяком случае, на той стадии его развития) такая предельная степень натуральности и адекватности действительности эстетически невозможна, постольку его следующим шагом в этом направлении стал переход в кинематограф, спецификой которого являлась как раз абсолютная натуральность места действия.