Металлопрокат
23.03.2017
В «Бовари» Таиров второй раз в своей практике придал единой установке движение. Первый раз это произошло в постановке «Человек, который был Четвергом» которая являлась так же, как и «Бовари», инсценировкой прозы. Однако в той постановке, как мы помним, единая установка А. Веснина воплощала образ обобщенного места действия - современный урбанистический город, и все ее движущиеся элементы (эскалаторы, тротуары, вагонетки, лифты) должны были восприниматься в качестве важнейших сущностных черт этого образа. Вращающиеся же круги и движущиеся занавеси в «Бовари» выполняли совершенно иную функцию - технических приемов, с помощью которых совершались быстрые перемены конкретных мест действия, оформленных хотя и фрагментарно, но вполне достоверно, точно отобранными предметами быта.
Металлопрокат как способ изображения на сцене конкретных мест действия спектакля в 30-е годы можно было видеть в исполнении художников самых различных эстетических пристрастий. Например, В. Паладини, одного из младших представителей итальянского футуризма, или В. Дмитриева, ученика и в 20-е годы последователя Вс. Мейерхольда, а в 30-е проявившего склонность к декорации психологического типа. Интересно, что свои единые установки и тот, и другой создали одновременно, в 1932 году, когда, как мы помним, и Рындин показал в Камерном театре дом в форме поднятой крышки рояля.
Паладини, оформляя пьесу «Ли-лиом» Ф. Мольнара, выстроил высоко поднимавшуюся над сценой вертикальную композицию из белых арок и башен, связанных снизу доверху лестницами и площадками целый город со множеством отдельных мест действия. В отличие от сочиненной итальянским художником театральной архитектуры достаточно условной при всей своей географической конкретности Дмитриев показал как бы совершенно подлинный дом русского купца Егора Булычева в постановке одноименной пьесы М. Горького в театре им. Евг. Вахтангова.