Саморегулирующийся кабель
23.03.2017
В данном случае мельницы: ее архитектурно-строительные элементы (дверь и окна, ажурная фахверховая перегородка и желоб, лестницы и площадки, наконец, колеса и ветряк) и составили конструкцию, представленную зрителям и использовавшуюся актерами в качестве «аппарата для игры».
Саморегулирующийся кабель, конструируемый из нескольких разных симультанно показываемых помещений, в спектаклях Мейерхольда больше не появлялся (создаваемые для них сначала В. Шестаковым, затем С. Вахтанговым единые установки имели, как мы видели, несколько иной смысл). Свое продолжение это направление поисков получило в работах других режиссеров и художников. В 1925 году в Праге были поставлены два спектакля, в которых воздействие русского театрального конструктивизма выразилось в сооружении на сцене единых установок рассматриваемого здесь типа. В. Гамза, ставя (в качестве режиссера, и художника) спектакль «Периферия» Ф. Лангера, выстроил двухъярусную по высоте и трехчастную по горизонтали конструкцию, состоявшую из площадок и пространственных ячеек, которые являлись местами действия, обозначенными немногими функционально необходимыми предметами мебели и выделяемыми в нужный момент лучом света. А А. Гейтум, художник, создавший наиболее впечатляющие образцы чешского сценического конструктивизма, в оформлении постановки режиссера К. Достала «Любовь под вязами» Ю. О'Нила, представил американский фермерский дом как прямоугольную двухэтажную конструкцию. Ее стены и перегородки были сбиты из неструганных реек, и все четыре комнаты (столовая и гостиная на первом этаже, спальни на втором), обставленные соответствующей мебелью, просматривались одновременно и со всех сторон. Чешские критики и современные исследователи совершенно справедливо усматривали здесь связь с традицией декорационного натурализма, которая хотя на сей раз и обрела конструктивистские очертания, но сохраняла свою суть: ориентацию на изображение статичного «выреза.из жизни». А спустя еще два года, в 1928, дом в разрезе также в качестве своеобразного декорационного воплощения «выреза из жизни» показали: Г. Бати в парижской постановке «Крик сердец» Ж.В. Пеллерина и немецкий художник Р. Глизе в «Преступниках» Ф. Брукнера.