Металлические ограждения
16.03.2017
Постановка «Пробуждение весны», в которой Thcatregraph впервые получил воплощение, появилась на третий год существования театра Буриана - она была его шестнадцатой премьерой. Ей предшествовали спектакли, в которых использовались разные другие приемы функциональной сценографии, воспринятые режиссером и приглашенными им к сотрудничеству тремя молодыми художниками (к моменту начала работы театра еще студентами-архитекторами) М. Коуржилом, И. Новотным и И. Раба-ном от своих предшественников, прежде всего от Мейерхольда, и осмысленные ими по-своему, в контексте ситуации середины 30-х годов. Возможно вам понадобятся металлические ограждения.
Для этой ситуации было характерно, что в тех странах (прежде всего в Чехословакии), где открытия театрального авангарда (русского и немецкого) еще сохраняли свою актуальность, в спектаклях режиссеров и художников, которые стремились им следовать, они воспринимались уже не как первооткрытия, а именно как приемы, давно вошедшие в палитру современной сценической выразительности и используемые в качестве элементов функциональной сценографии той или иной конкретной постановки. Тем более, что сама идея функциональной сценографии для режиссеров и художников, продолжавших следовать ей в 30-е годы, являлась как бы уже само собой разумеющейся. Коуржил, Новотный и Рабан программно продекларировали эту идею в статье «Сценическая архитектура», написанной в связи с первой же премьерой буриановского театра - постановкой «Скупого» Мольера (1934). В этой статье они заявили о своем неприятии такого типа сотрудничества режиссера и художника, когда искусство того и другого создается раздельно (то есть, когда в одном случае режиссер предлагал художнику некое заранее им придуманное решение, и тот его лишь оформлял, а в другом, напротив, художник сочинял декорацию, которую режиссеру затем приходилось так или иначе обыгрывать, вписывая в нее сценическое действие актеров). Только полное единение всех авторов спектакля отвечало, по убеждению молодых художников, сути театрального творчества.