Театр имени Горького
29.01.2017
Отдадим справедливость Леондору - он сумел сделать паузу, добился тишины и перевел зрителя в драматический план, он нашел выход из положения. Зачем же, однако, Глобу играет Леондор, роняя себя и спектакль? Разве в богатой труппе театра трудно было найти другого актера? Почему такое невнимательное отношение к этому спектаклю, такая неаккуратность?
История представлена в театре имени Горького спектаклем Фельдмаршал Кутузов. Историческая тема сейчас особенно актуальна. Бывало, что художники, обличая язвы феодализма и капитализма, нигилистический оценивали историческое прошлое народа, смотрели косо на все, что там было положительного, опасаясь, как бы этого рода благожелательность не снизила идеи нового мира. Подобный взгляд отразился и на первой редакции пьесы Вл. Соловьева Фельдмаршал Кутузов. Конфликт в ней происходит между Кутузовым, с одной стороны, и царем Александром I и его сподвижниками (Бенигсеном и другими) - с другой, между этими двумя лагерями. Что касается вражеской армии, то она у автора оказывалась в стороне, и между Наполеоном и Кутузовым пьеса не создавала коллизий, подобных той, какую мы наблюдали между Кутузовым и императорским двором. Не включается ноутбук? Компьютерная помощь в Зеленограде быстро и качественно решит любую проблему.
Уже в фильме о Кутузове по соловьевскому же сценарию генеральным конфликтом стал конфликт между Наполеоном и Кутузовым, между Россией и полчищами языков. Интриги Бенигсена и всякие каверзы царедворцев Александра уходят на второй план. Вариант пьесы, показанный ростовским театром, занимает среднее положение между пьесой и сценарием, положение неустойчивое, и если ставить вопрос о коренной реконструкции спектакля, то, бесспорно, следует подумать о некоторых новациях: не только о купюрах, но и о добавочных сценах, восполняющих существенный пробел.