Общежитие в Москве
27.10.2016
Конечно, Петя умнее других персонажей, он критически мыслящая личность. Именно отсюда проистекает его ирония. Он иронизирует и над тем, что трагик учит купца благородству (предмет серьезный), и над тем, что его приглашают распить бутылку вина (на этом поприще я вам не товарищ). И все же, несмотря на свой ум, Петя постоянно обнаруживает свою неприспособленность и доктринерство, абстрактность своей жизненной программы. Именно он тот заблуждающийся персонаж, чьи отвлеченные идеи терпят крах в комедии. Став женихом актрисы, он задумал воспитать из нее эмансипированную женщину (Будешь совсем хорошей женщиной, такой, какой надо, как это нынче требуется от вашего брата). Нравственный догматизм Мелузова выражается и в том, что Негина должна исповедоваться перед ним в своих мыслях и поступках, а он, Петя, - учить ее пониманию жизни. Беспомощен Петя и в своей попытке помочь Негиной, которую обижает антрепренер. Он ставит Мигаеву логически последовательные вопросы, ссылается на законность и нравственные обязанности и остается ни с чем. Но Петя не закосневшая в неподвижности личность. Он способен к развитию. Об этом говорит его трогательное письмо, написанное Негиной после бенефиса. Да, милая Саша, искусство не вздор, я начинаю понимать это. Сегодня в игре твоей я нашел так много теплоты и искренности, что, просто тебе сказать, пришел в удивление... Возможно вам понадобится общежитие в Москве.
Дальнейшее развитие Пети - результат того жизненного урока, которым стал для него разрыв с Негиной. Проблема выбора - одна из самых существенных проблем, определяющих развитие действия в драме. Негина должна сделать выбор между Мелузовым и Великатовым. Эта сложная коллизия разработана Островским поразительно тонко. Негина - молодая девушка. Мелузов - первый мужчина, который появился на ее жизненном пути. Негина благодарна Мелузову за поддержку и внимание, она ценит его как благородного, умного и порядочного человека.