Теплоход Санкт Петербург
23.10.2016
Сочетание ограниченности и предрассудков с верным пониманием некоторых сторон жизни создает реальный тип светской дамы, представительницы своего круга. Наивная безнравственность - так определил поведение Лидии один остроумный критик начала века. Лидия - умная, эгоистичная и избалованная девушка, выросшая в дворянской среде. В ее откровенности и отсутствии лицемерия есть даже нечто привлекательное. Ей нужны деньги, и она не хочет знать, откуда их достают. В разговоре с Васильковым она не жеманится и не лицемерит, а прямо говорит, что она его не любит и любить ей его не за что. Лидия стремится превратить каждого мужчину в своего поклонника, чтобы тянуть с него деньги. При этом она обнаруживает не только светскую непринужденность и сознание своих женских чар. Она говорит такие безнравственные и циничные вещи, что кажется почти неправдоподобным, что их может произносить вслух молодая женщина: Я погибла. Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу; я умру, умру! Мне нужно испробовать себя, сколько сильна моя ласка и что она стоит на вес золота. Мать отвечает ей: Страшные слова говоришь ты, Лидия. Действительно, слова, поразительные по своему цинизму, также как поразительно и даже неправдоподобно поведение молодой женщины, постоянно и откровенно предлагающей себя то одному, то другому мужчине. Хотите отметить праздник с размахом? Закажите теплоход санкт петербург.
В свое время С. Шамбинаго тонко объяснил это неправдоподобие речей персонажей Островского. Драматург словно выводит на поверхность их мысли. Они, может быть, так не говорят, но они так думают и чувствуют, в этом их истинная суть. Неправдоподобные речи и поведение Лидии в сконцентрированном и наглядном виде выражают сущность развращенной светской женщины, привыкшей к своему привилегированному положению и в своей жажде хорошей жизни не желающей считаться ни с чем. Перед нами одна из условностей театра Островского, и она является источником силы, а не слабости его искусства. Но цинизм Лидии не вполне выражает ее отношение к жизни. В известном смысле это напускной цинизм. Лидия намеренно изображает из себя кокотку. На самом деле она этой жизни не знает. И это незнание порождает ее легкомыслие, даже наивность и доверчивость; она верит в миллионы Телятева и миллионы Кучумова.