Масляный насос
23.10.2016
Награбил денег, а я ему их стереги! - говорит дворник Силан о Курослепове. Твой-то капитал весь неправедный, - заявляет Аристарх Хлынову. Приказчик Наркис, который лезет в купцы, попросту грабитель и разбойник. Наоборот, веселые гуляки, ряженые разбойники оказываются добрыми ребятами. Они распутывают дело о пропаже денег и помогают устроить счастье Параши и Гаврилы. Бесспорно, в проделках Аристарха и его разбойников есть отзвук народных увеселений, игрищ, озорного мира скоморохов и ряженых. Но то, что в исторической комедии, комедии о XV веке, было героическим и патетическим, приобретает характер пародийный и смешной.
На пороге русского театра. Комик XV столетия не принадлежит к числу лучших пьес Островского. Пьеса эта написана к случаю. Юбилей русского театра побудил Островского воспользоваться поводом, чтобы изобразить возникновение его любимого искусства в России. Если подойти к пьесе с отвлеченным формальным критерием - она представляет собой сочетание двух элементов: бытовой комедии на историческую тему и эстетической декларации. Оба эти элемента искусно слиты. Как историческая бытовая комедия Комик XV столетия имеет некоторые переклички с Воеводой. Действие пьесы происходит вскоре после рождения будущего царя Петра . Основание театра показано как пролог к великим реформам Петра. Возможно вам понадобится масляный насос.
Новый вид искусства - театр учреждает в России боярин Матвеев, человек, знакомый с западной культурой и верящий в силы своего народа. Ему помогает немецкий пастор Грегори, сумевший оценить даровитость своих русских учеников. Театр насаждается государством сверху. Но русский народ обладает всем, чтобы воспринять театральное искусство и сделать его своим. Навязанное сверху, оно было поддержано талантом народа снизу. Этот переломный момент русской истории давал Островскому коллизию, нужную для создания пьесы - выход из патриархальной неподвижности, связанная с развитием личности борьба старого и нового. Показано все это через отношения двух семейств - Кочетовых и Прожогиных.