Валюта онлайн
25.09.2016
В сущности, диалогические контакты по поводу этой проблемы - и есть реальное ее бытие. «Что обсуждается» совпадает с «как обсуждается». В усилии ответить на вопрос: «Что есть целостный человек?», стороны буквально на наших глазах преобразуются по направлению к «целостному человеку». Гносеология совпадает с коммуникацией. Учтем еще, в этой же связи. Мне кажется, нет у Платона идеи последействия слова (да и музыки), т.е. «отсроченного» (Л. Выготский) влияния его на человеческую душу по прошествии каких-то инкубационных педагогических сроков. Нет воспитательной дистанции, - упования на то, что, скажем, нынешний разговор не канет в Лету, а спустя какое-то время «сработает», и человек, глядишь, човернется к лучшему. То, что может оказать воздействие, туг же и воздействует. Те свойства характера, которые надлежит воспитать (мужество, мудрость, чувство справедливости и т.п.), наподобие «внутреннего кристалла», уже даны - интегрированы в совершенный музыкальный текст и запечатлеваются в мягкой, как воск, ребячьей душе на манер государственной печати. Вся эта культурная педагогическая валюта онлайн длится "здесь и сейчас»; между воспитательной акцией и ее результатом нет хронологического зияния.
У Платона человек совершается в слове, - не специализированном, не узком, не векторном. Слово - весь человек в модусе слова. Иначе высказаться - значит измениться, стать другим. Тоже - «здесь и сейчас». Это ни в коем случае не противоречит смысловому статусу так называемого хронотопа отсроченной оценки (у того же Платона - в «Эвтидеме», например), где «развод» информации и отклика на нее составляет осознанную специфику жанра. Иначе говоря, самый этот «развод» обыгрывается здесь в контексте нормы, т. е. нерасторжимости информации и оценочного отклика на нее.
Преобразование предмета (темы) диалога во взаимоотношения диалогизирующих сторон, мне кажется, приобретает у Платона принципиально важный методологический смысл. Так, по ходу изучения «доблести» как целого («золото», каждая часть которого - золото, или «лицо», каждая часть которого не похожа ни на любую другую часть, ни на свое целое), Сократ то «дробит», то «собирает» Протагора.