Приглашение в группу вконтакте
25.09.2016
Ну, хотя бы потому, что идея эстетического воспитания проступает здесь полней и чище, нежели в иных диалогах. Например, первая пространная реплика Протагора (пересказ мифа) носит «поколенческий» характер; как сам он квалифицирует ее, это - процедура наследования - из рук в руки, из старческих - в молодые - живого огня: опыта обретений и утрат. Есть еще один примечательный эстетический нюанс: выбор материала продиктован желанием доставить и собеседникам, и себе самому удовольствие: как-никак, рассказывать миф «приятнее», чем выстраивать логические конструкции («рассуждения»). Наконец, несомненно, «Протагор» - одно из лучших, если не лучшее, сочинение Платона, и, значит, типологическая суть и стать диалога представлены в нем наиболее эталонно. Именно. Я думаю, Платон погрешил бы против столь важного для него (как, впрочем, и для Аристотеля) органического принципа, если бы, скажем, не «прописал» корреляции между предметом (темой) диалога и его строением. Если бы то, о чем собеседуют персонажи, не перекликалось с тем, как они собеседуют. В этом случае предмет захватывал бы не «всего человека», а лишь отдельный его фрагмент, например, эрудицию. Вот приглашение в группу вконтакте.
Вот - простейший (в платоновском мире) случай структурной отзывчивости формы на ход содержания. Дом Каллия. В дальнем портике - в кресле - восседает Гиппий Элидский, вокруг него, на скамейках - Эриксимах, Федр, Андрон, несколько чужеземцев и другие. По-видимому, сообщает Сократ другу, они расспрашивали Гиппия о «природе и небесных явлениях», а тот с каждым из них «обсуждал их вопросы». Таким образом, мизансцена эта, напоминающая созвездие, самой геометрией своей чутко откликается на астрономическую тему групповой беседы.
Разумеется, неизмеримо более сложно организована композиционная корреляция между «что» и «как» в пространстве собственно диалогическом. Здесь хорошо прослеживается диалектическая их обратимость - один из механизмов целостности. Проблема, над разработкой которой бьются платоновские персонажи, как бы вылущена из контекста их отношений (можно ли воспитать доблесть).