Швеллер 40
25.09.2016
Ежели угодно, эстетическое воспитание предполагает преодоление «эстетического» в педагогико-прикладном смысле. Например, оно не формирует непосредственно «чувства красоты», но возделывает «человеческую целостность», т. е. создает почву, на которой произрастает также и способность к творческому переживанию красоты. Здесь возможна такая (естественно, «хромающая») аналогия: развитие общей лингвистической культуры школьника или студента (изучение древнегреческого языка, латыни и т.д.) - почва, наиболее благоприятная для успешного штурма любого языка. В этом отношении эстетическое воспитание сродни искусству: оно ведь тоже движется от целого к части («целое раньше частей»), как бы окольными путями. Напомню: такова вообще природа воспитания. Эстетически обучить - значит передать человеку то, чего у него нет. Эстетически воспитать - значит пробудить к активной жизни исторически свернугые, тайные его ресурсы, скомпоновать и взлелеять такие «внутренние условия», которые позволили бы ему родственно осваивать высшие ценности, восходить от восприимчивости к самодеятельности. «Целостный человек» именно внутренне свободен. Он - генератор собственной духовной и нравственной мощи, и потому действует без эстетической подсказки - с опорой на личный, уникальный опыт и с полным (скорее всего бессознательным) доверием к ассимилированной в нем «всеобщности». Коротко говоря, эстетическое воспитание - производство «целостного человека» из внутренних ресурсов вот этого, конкретного человека. Воспитатель - не дрессировщик с педагогическим хлыстом в руке, но изобретатель условий, способствующих эстетическому самовозгоранию питомца. Здесь ничто не привносится и лишь бесшумно - наподобие биологического деления - произрастает, «припоминается» (в платоновском смысле). Возможно вам понадобится швеллер 40.
Между тем на каждом шагу мы наблюдаем брутальную и крайне огорчительную подмену воспитания обучением. Совершается методологическая инверсия: установка на объект теснит установку на контакт, а это неизбежно влечет за собою путаницу смысловых акцентов. Выходит: имеется - некоторая точка воздействия, требуется - переброс некоторой духовной энергии от... к... Педагогический маршрут в один конец. Монолог.