Viterra
20.09.2016
Описывая Чистякову свое намерение, Савинский делает это в таких выражениях, что невольно кажется, будто речь идет о ранних портретах Валентина Серова. В апреле 1887 года он сообщает: «Хочу написать девочку в цветах и в зелени, чтобы производило впечатление радостное, светлое, молодое, веселое...» К сожалению, Савинскому не удалось осуществить свой лучезарный замысел. Хотя вполне возможно, что подступами к нему был портрет девочки-цветочницы (1885), о котором мы уже упоминали.
В конце итальянского периода появилась идея еще одной картины, которая была начата, но пропала в мастерской. На этот раз заинтересовала реальная историческая личность - итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо. Художник был очень увлечен этой темой и сделал несколько интересных эскизов.
Высокое гуманистическое начало творчества Тассо и его большой поэтический талант привлекали к личности поэта многих деятелей культуры, и не только западной, но и русской. Талант Тассо очень высоко ценили Пушкин, Гете, Байрон. Жизнь итальянского поэта была насыщена драматическими коллизиями. Его творчество достигло расцвета при крупнейших дворах итальянских властителей, но окончил он жизнь больным, одиноким скитальцем Италии. Трагедия Тассо как человека и поэта и привлекла Савинского. Картина viterra пропала, но сохранились ее эскизы. В обоих - одинокий Тассо «тихими шагами» идет со свитками в руках по аллее парка. По сторонам - деревья, фонтаны. Савинский избрал местом действия виллу д'Эсте в Тиволи, где мог бывать Тассо. Больший по размеру, масляный эскиз - мрачный и напряженный в колорите. В темной, заросшей густой зеленью аллее тревожно мерцает холодный свет неба, освещающий несколько странную фигуру в черном. Художник впоследствии рассказывал, что мысль о картине была навеяна первой встречей с композитором Листом, которого увидел в темном одеянии в аллее парка: он бродил по ней, «точно ворон».